Адрес:
Республика Беларусь, 231220, Гродненская область, Островецкий р-н,
Ворнянский с/с, 2/7, административно-лабораторно-бытовой корпус (00UYA)
Е-mail: belaes@belaes.by
Информационный центр АЭС: ic@belaes.by
Телефоны:
Приёмная: +375 (1591) 4-53-59, fax: +375 (1591) 4-54-00
Отдел кадров: +375 (1591) 45-357; +375 (1591) 46-697
Бухгалтерия: +375 (1591) 46-358
Информационный центр АЭС: +375 1591 46 605
Закупки: +375 (1591) 4-67-19, +375 (1591) 4-67-34
Россия и Иран находятся на рабочей стадии обсуждения вопроса о строительстве второго блока АЭС в иранском Бушере, первый блок которой был пущен в эксплуатацию в прошлом году. Об этом сообщил журналистам находящийся с рабочим визитом в Вене заместитель главы Госкорпорации "Росатом" Николай Спасский, передает ИТАР-ТАСС.
"У нас идет диалог с иранской стороной относительно возможности продолжения сотрудничества по Бушерской АЭС, - сказал он.
- Сейчас у нас идут рабочие обсуждения возможности строительства нового блока". При этом он подчеркнул, что любые договоренности, если они будут достигнуты, "будут соответствовать международным обязательствам России и должны быть экономически выгодными". В конце прошлого года президент Ирана Хасан Роухани заявлял, что страна "планирует в ближайшие годы производить больше электроэнергии с помощью атомных электростанций", а "добиться этого получится благодаря строительству второго блока АЭС в Бушере". Глава Организации атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбар Салехи также неоднократно отмечал, что его страна рассчитывает на активное сотрудничество в этой области с Россией.
Официальные представители Ирана уже не раз говорили о том, что к 2020 году потребность страны в электроэнергии, производимой на атомных электростанциях, достигнет около 20 тыс. МВт. Другие страны Персидского залива также нуждаются в электроэнергии, которую Исламская Республика сможет экспортировать в случае наращивания энергетических мощностей. По расчетам иранских чиновников, работы по возведению новой АЭС с российской помощью могут начаться уже в этом году.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, сооружение первой в Иране и Ближневосточном регионе атомной электростанции было начато в 1975 году в Бушере филиалом германской компании Siemens - фирмой Kraftwerk Union AG. Однако из-за произошедшей в феврале 1979 года исламской революции и начавшегося вскоре после этого ирано-иракского вооруженного конфликта строительные работы прекратились, а контракт был расторгнут. В 1992 году между правительствами России и Ирана заключено соглашение о сооружении АЭС, в январе 1995 года подписан контракт на завершение строительства первого энергоблока станции.
В 2001 году началась поставка основного технологического оборудования. Физический пуск АЭС "Бушер" начался под контролем инспекторов МАГАТЭ 21 августа 2010 года, когда была осуществлена доставка свежего ядерного топлива в реакторное отделение станции. В июне 2013 года на 100% проектной мощности был выведен первый энергоблок станции.
Кабинет министров Польши принял программу развития ядерной энергетики в стране, которая предусматривает строительство двух АЭС до 2035 года. Об этом сообщается на официальном сайте правительства Польши.
Согласно программе, строительство двух АЭС будет проходить в четыре этапа.
Первый этап - с 1 января 2014 по 31 декабря 2016 года - включает в себя работы, связанные с выбором площадки для атомной электростанции, и заключение контракта на поставку технологий для первой АЭС.
На втором этапе - с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018-го - планируется решить технические вопросы и пройти все необходимые согласования.
На третьем этапе - с 1 января 2019 по 31 декабря 2024 года - ожидается получить разрешение на строительство электростанции, возвести первый блок АЭС и начать строительство последующих блоков.
На четвертой стадии - с 1 января 2025 года и до конца декабря 2030 - будет завершено строительство первой АЭС и продолжено строительство новых блоков. Завершение строительства второй АЭС запланировано на 2035 год.
Согласно оценкам, представленным в программе, атомные электростанции являются самым дешевым и надежным решением энергетических вопросов в польских условиях. Выбор в пользу атомной энергии позволит Польше выполнить обязательства в плане устойчивого развития, обеспечить надлежащий уровень энергетической безопасности и удовлетворить энергетические потребности общества и экономики по разумной цене.
В апреле 2013 года в Польше был проведен сравнительный анализ затрат на производство электроэнергии на атомных электростанциях, при сжигании угля и газа, а также из возобновляемых источников энергии, который наглядно подтверждает экономические заслуги реализации ядерной энергии в ближайшие десятилетия.
Польша уже несколько лет готовится к внедрению ядерной энергетики в стране. С 2009 года были приняты соответствующие законодательные акты, при Министерстве экономики создан Департамент атомной энергии. Также начался процесс подготовки кадров для учреждений и компаний, связанных с ядерной энергетикой. В марте 2012 года Министерство экономики начало информационную кампанию, целью которой является предоставление полякам своевременной и достоверной информации о ядерной энергии.
Президент Боливии Эво Моралес заявил, что в ближайшее время начнется строительство первой в стране АЭС, сообщают информагентства.
В своем выступлении перед парламентом глава государства подчеркнул, что развитие атомной энергетики и применение ядерных технологий в медицине станут приоритетным для Боливии. В ближайшие планы правительства входит создание комиссии ученых и формирование специального бюджета для строительства первого реактора.
Иран, Франция и Аргентина заявили о готовности помочь строительству первой для Боливии АЭС. В 1968 году Боливия подписала договор о нераспространении ядерного оружия, один из пунктов которого закрепляет право всех государств-участников на использование ядерной энергии в мирных целях.
Лишь три страны в Латинской Америке обладают собственными атомными электростанциями - Бразилия, Мексика и Аргентина.
После подмосковного Подольска, где занимаются проектированием ядерных энергетических установок и производством важнейшего оборудования для атомных электростанций, в том числе и Белорусской АЭС, белорусским журналистам предстояло отправиться в украинский Краматорск, где к тому времени уже успели выплавить сталь для реактора и даже приступили к изготовлению его корпуса.
Учитывая непростую экономическую и политическую обстановку в соседней стране, не станем скрывать, у многих закралось сомнение в способности украинского предприятия добросовестно выполнить столь важный и ответственный заказ.
Поэтому, эмоциональное состояние перед отъездом в Краматорск было не самым безмятежным…
Не в тему
От Подольска до Москвы, откуда нам предстояло вылететь в Донецк – что то около 80 километров. Для современных средств передвижения – не расстояние. Тем не менее, нам сообщили, что для того чтобы успеть к самолету, следует отправиться в путь никак не позже четырех часов до вылета. На недоуменные вопросы белорусов хозяева лишь развели руками: так ведь еще доехать нужно.
Смысл этой загадочной фразы стал понятен, как только наш микроавтобус выехал на шоссе, ведущее в российскую столицу. В предрассветных сумерках оно представляло собой сплошной, четырёхполосный поток оранжевых автомобильных огней, плавно текущих в направлении «белокаменной». Это жители подмосковья едут в столицу на работу. Четыре часа – «туда», четыре – «обратно». Плюс восемь часов рабочего времени. И так каждый день...
Мы же до аэропорта добрались вполне успешно. За каких-то 3 с лишним часа, что, по словам сопровождавшего нас водителя, является невероятной удачей. А еще спустя 2 часа самолет совершил мягкую посадку в донецком аэропорту имени композитора Сергея Прокофьева, капитально отремонтированном, к Евро-2012.
Опустившийся над Донецком густой туман, не позволил разглядеть шахтерскую столицу с высоты птичьего полёта. К великому сожалению, та же метеорологическая беда сопровождала нас на всем протяжении пути до Краматорска. Поэтому, не единожды воспетая в стихах украинская степь осталась где-то в молочной пелене за стеклом автобуса.
Зато стало понятно почему некоторые наши соседи так восхищаются качеством белорусских дорог…
Основное предназначение
На фоне не слишком опрятных окрестностей – уж да простят меня гостеприимные хозяева, но из песни слов не выкинешь – Краматорский завод «Энергомашспецсталь» предстал образцом чистоты, благоустроенности и порядка. Как стало известно чуть позже, внешний облик предприятия полностью отвечает его экономическому состоянию. Особенно после проведения масштабной модернизации, которую завод осуществил в 2005-2012 годах, и в которую было вложено более 300 миллионов долларов.
Дела пошли в гору еще лучше после вхождения предприятия в структуру «Росатома». Альянс с российской корпорацией не только придал дополнительный импульс развитию производства, но и привлек крупные инвестиции в обновление завода. А еще «Энергомашспецсталь», по сути, вернулась в атомную отрасль, во имя которой некогда проектировалась, возводилась и успешно работала вплоть до приснопамятных событий 90-х годов прошлого столетия, когда «по живому» разорвались экономические связи между республиками бывшего СССР. К чести предприятия, выпуском кастрюль, сковородок и прочей кухонной утвари оно не занималось даже в «смутные» времена. Освоив производство оборудования для тепловой и гидроэнергетики «Энергомашспецсталь» оставалась на плаву даже в те времена, когда Россия стала далёким зарубежьем, строительство АЭС было свернуто, а словосочетание «атомная электростанция» являлось чуть ли не ругательным словом.
И все же именно к атомной энергетике у завода особо трепетное отношение. Выплавка высокопрочных марок стали и производство из неё крупногабаритного, уникального оборудования для АЭС – на протяжении ряда десятилетий являлись основным предназначением «Энергомашспецстали». Смыслом её существования.
Ингредиенты прочности
--Мы произвели оборудование для Балаковской, Нововоронежсккой, Ростовской, Ленинградской и других атомных электростанций. Всего – 16 комплектов.
Чувствуется, что гид белорусских журналистов, директор по производству Андрей Валентий искренне гордится предприятием, на котором работает не первое десятилетие и хотел бы чтобы эти чувства передались гостям из Беларуси. Однако журналисты атакуют одного из руководителей завода провокационными вопросами. Например, способны ли рачительные украинцы щедро обеспечить белорусский реактор всеми необходимыми для его прочности и безопасности «ингредиентами»?
Андрей Валентий за качество отвечает
Генеральный директор ПАО "Энергомашспецсталь" Максим Ефимов демонстрирует особенности компьютерного моделирования.
«Наша экспресс-лаборатория, позволяет контролировать химический состав металла прямо в процессе выплавки – изо всех сил сражается за честь и репутацию завода Андрей Валентий. -- После выплавки стали и подтверждения лабораторией её «химии», деталь закаливается. А затем берутся образцы для анализа уже с готовой детали. В специальных лабораториях они подвергаются целому ряду химических и механических испытаний. Человеческий фактор? Мы его исключили. Потому что, человеку свойственно ошибаться. Процесс выплавки полностью автоматизирован. Роль человека сводится только к тому, чтобы положить материал в печь и забрать из печи. Механическая обработка производится станками с числовым
программным управлением, в которых заложены геометрические параметры детали и человек при всем желании не в состоянии их изменить по своему усмотрению. И на всем протяжении технологической цепочки осуществляется самый тщательный контроль качества: отделом технического контроля, лабораторией механических свойств, проектировщиком, заказчиком, атомной станцией… С каждой обечайки для анализа берется до 100 проб металла!»Обечайка реактора – это цельнокованое металлическое кольцо, похожее на колодезное, только, разумеется, значительно большее, более прочное и с патрубками в определенной её части. Ядерный реактор состоит из нескольких, сваренных между собой обечаек, изготовленных из специального чистейшего металла (металлолом для этого не годится) со строжайшим соблюдением параметров по содержанию вредных примесей, химическим и механическим свойствам. Диаметр обечаек – более 4,5 метров. Толщина стенки заготовки – около 20 сантиметров. Самая большая обечайка весит 106 тонн. Изготавливается она из слитка весом в 415 тонн и стоит более миллиона долларов.
На «ЭМСС» практически всё таких огромных, исполинских размеров: и продукция, и оборудование на котором она изготавливается. К примеру, автоматизированный ковочный комплекс – крупнейший на постсоветском пространстве. Его манипулятор легко вертит в своих железных клешнях детали весом до 170 тонн, а ковка огромных слитков происходит с усилием до 15 тысяч тон на квадратный сантиметр обрабатываемой детали.
Введенная в 2012 году в эксплуатацию высокопроизводительная дуговая сталеплавильная печь позволяет выплавлять по 70 тонн металла каждые 55 минут. А в самом большом закалочном баке можно закалить деталь размером 9 на 10 метров!
Кстати сказать, современное оснащение и образцовая деловая репутация позволили заводу получить сертификаты качества и заказы от таких кампаний как Toshiba и Siemens. А это говорит о многом.
С верой в завтрашний день
Пресс-конференция для украинских, белорусских и российских журнаистов по итогам пресс-тура на ПАО "Энергомашспецсталь". Слева направо: технический директор Александр Селютин, генеральный директор Максим Ефимов и директор по производству Андрей Валентий.
О многом говорит и атмосфера, морально-психологический климат, настроение, которое журналисты сполна прочувствовали на «Энергомашспецстали». Повсюду, от проходной и заводского кафе до кузнечного цеха и лабораторий нас встречали открытые, общительные, радушные люди. Это и не удивительно. Завод находится на подъеме. Есть заказы на годы вперед, а это значит, что у людей, их семей есть работа, уверенность в завтрашнем дне. Наверняка проблем хватает и здесь. И показали гостям, конечно, лучшее. Но все же, думается, что если бы предприятия всей Украины трудились и развивались, как "Энергомашспецсталь", никакого бы «майдана» не случилось.
И о радиации…
Внимательный читатель, осиливший все три части «атомного путешествия», наверняка запомнил заявление автора о том, что за время пресс-тура белорусские журналисты получили чуть ли не трехмесячную дозу радиации. Конечно, никакой катастрофы за время путешествия не случилось. А влияние повышенного радиационного фона журналисты испытали в салоне самолета, на высоте 10 тысяч метров, где он выше естественного, к которому все мы привыкли, почти в 30 раз!
Впрочем, все остались живы, здоровы и вообще это совершенно другая история: о предрассутках и стереотипах.
Эдуард Свирид